Полезный зверь мотособака или покупаем мотобуксировщик

16 августа 2018

В 1960-ых в Канаде и северных регионах США, а через десятилетие и в СССР стали появляться новые машины – мотобуксировщики, или как их у нас еще называли мотонарты либо мотособака. Технически, это специальный буксир, предназначенный для транспортировки по снегу, льду или болоту специальных саней или волокуш, где размещается водитель с грузом и (или) пассажирами. В самом простом исполнении, это рама с откидывающейся ручкой управления, мотором и «фаркопом», поставленная на гусеницы или пневматические катки.

Узкая специализация долгое время делала этот вид мини-транспортеров известными только в узких кругах, но сегодня о том, чтобы купить мотобуксировщик задумывается все больше людей, и мы попробуем рассказать о нем более подробно, ознакомиться с каталогом товаров вы сможете по ссылке.

Мотобуксировщик и снегоход, в чем разница

Изначально этот вид транспорта создавался именно для езды по снегу, и многое позаимствовал у снегоходов, первые модели которых появились на несколько десятков лет раньше. Но все же есть ряд моментов, принципиально различающих эти мотосредства.

Разница между мотобуксировщиком и снегоходом

Посадка и простота

Главное отличие, это способ размещения водителя. На снегоходе он находится непосредственно сверху, в то время, как мотобуксировщик не имеет седла и ездок находится в прицепленных сзади санях. Впрочем, для ряда моделей возможна установка переднего лыжного модуля, что превращает мотособаку в легкий снегоход, правда со скоростью, почти никогда не превышающей 50 км/час.

Но даже при таком расположении сохраняется второе важное отличие – моторизированный буксировщик все равно легче и более равномерно распределяет нагрузку на поверхность, что увеличивает его проходимость. Проще и конструкция, из чего вытекает следующее важное отличие - меньшая стоимость.

Многофункциональность

Еще одна существенная разница в том, что владелец может применять мотобуксировщик зимой и летом, чего никак не скажешь о сногоходах. Теоретически последние можно использовать на траве, и даже на асфальте, но только в том случае, если ваша цель угробить технику побыстрее. Ну не предусмотрена ходовая и в частности движители снегохода для подобного издевательства!

Также следует помнить, что для транспортировки грузов предназначена только одна из существующих 4-ех категорий снегоходов. Причем это достаточно тяжелые машины, что не есть хорошо для работы на рыхлом снегу и льду на поверхности водоемов. Да и стоят тем больше, чем лучше их возможности.

Разрешение на пользование

Наконец, согласно российской классификации, мотособака, это «средство малой механизации», типа мотоблока или мотокультиватора, по определению не имеющее ПТС или паспорта самоходного механизма. Это значит, что регистрировать их в ГИБДД или где-нибудь еще не нужно, как не требуется и удостоверение водителя какого-либо класса. Конечно, по дорогам общего пользования не поездишь, но оно и не нужно.

Кроме этого присутствуют различия в управлении, обслуживании, способе езды, грузоподъемности, но это уже частности, которые варьируются в зависимости от модели, потому заострять на них внимание не будем, а вспомним при выборе.

Главные плюсы мотобуксировщиков и возможные недостатки

Из перечисленного сразу можно определить какими преимуществами обладают мотособаки в сравнении со снегоходами и в принципе:

  • Компактность – средняя по габаритам модель со сложенной ручкой управления спокойно помещается в багажнике автомобиля-универсала
  • Доступность – на мотобуксировщик цены вполне демократичны, и купить их можно значительно дешевле, чем снегоход, даже с учетом приобретения специальных саней, волокуш и прочего нужного оборудования
  • Универсальность – в большинстве случаев мотособак используют на зимней рыбалке или охоте, но по желанию можно будет выбрать модель для транспортировки грузов по болоту, траве и грунту, то есть, использовать ее как всесезонный хозяйственный транспортер
  • Простота - минимум деталей делают управление элементарным, обслуживание дешевым, а само транспортное средство более надежным и долговечным
  • Легальность – если не выезжать на общие дороги, то ни один представитель закона не сможет предъявить вам обвинение в нарушении ПДД, в частности езду на незарегистрированном ТС или отсутствие прав нужной категории
  • Приемущества мотобуксировщиков

Что касается возможных минусов, то противники мотособак обычно указывают на малый запас хода неустойчивость конструкции и быстрый износ гусениц на каменистой поверхности. Пойдем от последнего.

1. Камни способны серьезно износить даже металлические гусеницы армейской бронетехники, поэтому ждать от гражданского мотохода вечности, как минимум наивно.

2. Неустойчивость возможна только при езде по очень сложному рельефу, что редко встретишь на озерах или в полях. К тому же, малый вес буксировщика позволяет поставить его «на ноги» даже в одиночку и без особых усилий.

3. Да, стандартного бака небольших мотонарт хватает на 30-40 км, но специфика их применения и нее предполагает «дальнебоя». А еще, всегда можно взять запас топлива с собой, благо мы говорим о грузовом транспорте

Как выбрать мотобуксировщик

Чтобы правильно выбрать мини-транспортер, в первую очередь нужно определиться с тем, для чего он вам нужен. А уже в соответствии с превалирующей спецификой применения выбирать подходящую модель. При этом далеко не все характеристики мотобуксирощика имеют серьезное значение, к тому же, для понимания отдельных нюансов потребуется специальное образование или опыт. Но люди с таким опытом-образованием обычно в подсказках не нуждаются, поэтому. Чтобы нее запутывать и не нагружать вас лишней информацией, мы выделим два главных момента, на которые внимание нужно обратить обязательно!

Подвеска

Сегодня производители предлагают 3 типа подвески для мотособак – склизовую, (разновидность - склизовая подпружиненная), катковую и пневмоколеса. Все они имеют свои особенности, которые в разных ситуациях могут стать, как преимуществом, так и недостатком.

Подвески мотособак

1. Склизовая. Она так называется из-за внутренних направляющих гусеницы склизов (лыж). При такой конструкции контактная часть гусеницы более ровная, имеет большую площадь опоры, и внутрь нее попадает минимум снега, да и тот легко вычищается в движении. Как результат, мототранспортер отлично чувствует себя на рыхлом снегу и снежно-водной «каше». На чистом льду и утрамбованном снегу такая подвеска из-за жесткости дает сильную вибрацию, что почти полностью устранено в моделях с подпружиненными склизами.

Есть у склизовых подвесок еще одна особенность – сильный нагрев из-за трения, что опять же возвращает нас к конкретике применения. На глубоком снегу и в снежной каше склизам обеспечивается приемлемый уровень охлаждения, а вот на укатанных и бесснежных просторах, а тем более летом, гарантирован перегрев и повышенный износ.

2. Катковая. Полная противоположность склизов. В ней гусеница двигается по каткам, поэтому о перегреве речь не идет, а езда более мягкая даже на жесткой поверхности, траве или грунте. В результате в подобных условиях ездить можно достаточно быстро и вполне комфортно, особенно если поставить «правильную» гусеницу.

На рыхлом покрытии движитель забивается, что требует от мотора больших усилий, увеличивает расход топлива, снижает скорость и проходимость, и даже может привести к поломке. Так что вариант, хотя и всесезонный, к выбору маршрута нужно относиться внимательно.

3. Пневматические колеса. По сути, это узкоспециализированный тип. Его главное предназначение, это поездки по заболоченной местности. На льду и твердом насте они скользят, на грунте и укатанной дороге быстро изнашиваются, в рыхлом снегу могут увязнуть, плюс существует вероятность прокола. Правда здесь нужно помнить о разных вариантах протекторов, что тоже влияет на специфику использования.

Исходя из сказанного, получается, что мотособаки достаточно ограничены в применении. Но, во-первых, для многих регионов это вполне адекватный вариант, во-вторых, сегодня предлагаются новинки мотобуксировщиков с опцией перемены подвески. Стоят такие модели заметно дороже, но их можно использовать практически везде, а замену подвески можно провести своими силами без особых сложностей.

Двигатель

Здесь все гораздо проще. Выбираем продукт от проверенного производителя, не обязательно самого известного, главное, чтобы с гарантией и желательно с положительными отзывами от уже состоявшихся владельцев. И при этом корректируем свой выбор по мощности предлагаемого агрегата.

Двигатели мотособак

То есть, если интересуют мотобуксировщики для рыбалки – перевозки себя любимого и минимума необходимого снаряжения, вполне будет достаточно бюджетного варианта мощностью в 6.5 или чуть больше лошадиных сил. Если предполагается транспортировка более тяжелых грузов, тем более по сложным покрытиям, следует присмотреться к двигателям помощнее. На сегодня предлагаются варианты, способные потянуть общий груз с весом до тонны!

Говоря о конкретных марках сложно выделить самых-самых. На российском рынке шире всего представлены отечественные и китайские производители мотобуксировщиков, главным достоинством которых можно считать приемлемые характеристики продукции и заметно меньшую стоимость в сравнении с американскими, канадскими, европейскими и японскими моделями.

Если судить по отзывам российского потребителя, то в зависимости от предполагаемых особенностей эксплуатации стоит обратить внимание на такие названия, как «Чинук», «Барс», «Paxus», «KOiRa» и «Бурлак». Мотособаки этих марок достаточно производительны, надежны и относительно недорогие, как для своих категорий. А еще с ними практически не бывает проблем с комплектующими и гарантийным сервисом.